Сектантство и оккультизм в России
Наше время характерно тем, что появился большой интерес к проблемам духовной жизни. Западная цивилизация в течении многих столетий пыталась как бы отменить духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалистически. В результате духовная жизнь человека стала казаться чуть ли не выдумкой, фикцией, иллюзией, которая может быть иногда чем-то полезным, но не реальным и серьезным. И вот в двадцатом столетии люди, которые могли бы считать себя реалистами в наибольшей степени – политики, бизнесмены, ученые – обращаются к услугам духовных учителей, стараются использовать какие-то духовные “силы”, пытаются научно исследовать некие духовные “энергии”. То, что в западной цивилизации совершалось столетиями – отказ от истинной духовной жизни, основанной на Божественном Откровении, прельщение человека “духом века сего”, духом материализма и приверженности исключительно земным ценностям, и, в итоге, увлечение псевдодуховностью, – в России случилось гораздо быстрее и разрушительнее. После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения духовностью без разбора ее содержания. Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных течений необходимо знать критерий, по которому можно различать духовность истинную от ложной.
По оценкам специалистов в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Даже по своей этимологии слово “секта” означает нечто отделенное от целого. Секта – это всегда противопоставление себя Истине. Обратившись к истории любой секты мы обнаруживаем, что в ее начале лежит именно такое противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Каждый основатель секты считал себя умнее, добродетельнее, духовнее других. Например, основатель секты “Церковь Христа” Кип МакКин полагал, что он лучше прочих понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизни евангельский идеал. Изобретатели “живой этики” Рерихи считали себя теми исключительными личностями. которые смогли познать все тайны бытия, а об оставшейся части человечества “сожалели” как о “двуногих животных”. Гордость, стремление опираться на свой рассудок, помраченный страстями, а не на Саму Истину, смиренно свидетельствующую о Себе в Евангелии и Церкви, – вот определяющее качество секты. Секта – создание человеческое, и учение сектантское – плод ума человеческого. Как сказал некогда неудачливый писатель-фантаст Рон Хаббард, “чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию”. Секты создаются сегодня не просто в результате искреннего заблуждения, но с корыстными целями господства над людьми. Ведь заблуждение предполагает какую-то духовную и умственную работу по поиску и сравнению разных точек зрения. Но опыт показывает, что в сектах нет таких людей, которые бы попали туда в результате поисков, размышлений, сравнения. Мы не встретим ни одного человека в секте, всерьез знающего православное вероучение и сознательно отвергающего его как неприемлемое для него. Человек ищет духовности и находит суррогат, при помощи которого его заманивают ради корыстных целей.
Каковы же характерные признаки секты? Нужно знать ответ на этот вопрос, дабы распознать секту, маскирующуюся, например, под культурное, образовательное или лечебное учреждение. Секты характеризуются следующими признаками.
1. Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям как таковым, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг – это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями (“изучение Библии” – секта Муна, мормоны, иеговисты, “собрание всех. кто обеспокоен судьбой России” – рериховское движение, семинары по вопросам семейной жизни – секта Муна, секта саентологии). Это и столь частая мимикрия под православие с использованием православных символов рериховским движением (например, “Духовный Центр им. Сергия Радонежского”) и экстрасенсами, адептами движения New Age. Это и жестко контролируемом элитой секты, решающей, например, какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец.
Секты и культы, действующие сегодня в России, можно классифицировать следующим образом.
1. Конфессии и секты, являющиеся относительно традиционными для России – католики, баптисты, адвентисты, лютеране. Имея исторических приверженцев – этнические группы немцев, поляков, литовцев и другие общины, эти конфессии сегодня заняты активной прозелитической деятельностью среди православных.
2. Тоталитарные секты псевдобиблейской ориентации – “Церковь Христа”, “Новоапостольская церковь”, харизматические движения.
3. Секты, претендующие на обладание новым “откровением” – мормоны (или “церковь Иисуса Христа святых последних дней”), иеговисты, “Белое Братство”, “Богородичный центр”, движение Муна (или “Церковь Объединения”), “АУМ Синрике”, “Церковь последнего завета” лжехриста Виссариона, бахаизм.
4. Учения и секты из движения New Age (“Новая эра”, “Век водолея”), имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей: целители и колдуны, восточные культы – кришнаизм, логические практики, в том числе, “Сахаджа-йога”, “Трансцендентальная медитация”, неоведантизм, теософия, “живая этика” Рерихов, антропософия (и основанная на ней вальдорфская педагогика), секта П.Иванова, секта саентологии Рона Хаббарда (центр “Дианетика”), астрология, “Академия фронтальных проблем” (“Академия Золотова”), “Троянова тропа”, неоязыческий центр “Юнивер”.
5. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей и Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными фокусами или наркотиками. Иногда сатанисты прячутся под вывеской философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз “делай всё, что хочешь, ты имеешь право на всё, и можешь убить тех, кто посягает на твои права”. Все моральные преграды сознательно нарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность – в культ.
Величайшую опасность для общества представляет распространение оккультизма. Оккультизм – это огромное движение, возрождающее древнее язычество. Духовная основа оккультизма может быть сведена к двум основным положениям – поклонение твари вместо Творца и самообожествление человека.
A неоязыческих оккультных учениях предлагается поклонение миру, Космосу. Христианство же говорит о том, что мир есть творение Божие, прекрасное и совершенное, но испорченное грехом человеческим. Поэтому, по церковному учению, использование “космических энергий” опасно для человека, ибо уводит его от Бога к Его извечному противнику. Человек, по неоязыческим учениям, есть в себе уже Бог, и задача культов развить в человеке сверхъестественные способности, уравнивающие его с Богом.
Христианский путь совершенства – смиренное следование за Христом по пути уподобления Христову самоотречению и жертве, по пути Креста. Оккультные же практики предполагают возвеличивание, человека при помощи искусственных упражнений, за счет ближних. Сегодня оккультизм все больше входит во все сферы жизни нашего общества, которое фактически участвует в чудовищном жертвоприношении, размах которого превышает все доселе известное – мы имеем в виду убийство нерожденных детей и людоедство “фетальной терапии”.
Оккультные группы внедряются в образование и медицину. Одним из видов оккультизма является “целительство”.
Целительство можно рассматривать в двух аспектах.
1. Практикующие целители, занятые зарабатыванием денег, использующие религиозные атрибуты и методы религиозного воздействия – молитвы или медитации, предметы религиозных культов, обожествление личности самого целителя (например, И.А.Васильева, “Экология души человека”).
2. Целительская практика, прикрывающая свое религиозное содержание, например, “Храм Шеол”, клуб “Факел” (“Экология поведения человека”), центр “Катарсис”, дианетика Хаббарда. Здесь исцеление от болезней – лишь способ привлечь людей к участию в религиозной практике и работе в секте. Среди целителей и экстрасенсов множество шарлатанов. Но, говоря о тех, кто действительно смог продемонстрировать свои паранормальные способности, с точки зрения православного святоотеческого предания можно проведение “семинаров” якобы по вопросам педагогики и медицины оккультными “учителями”.
2. Двойное учение. Религиозный маркетинг возможен потому, что в сектах имеется двойное учение – одно для рекламы своей секты” для придания ей “человеческого лица”, а другое для внутреннего пользования. Действительно, кто бы запотел посещать “семинары по Библии” у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты – оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а себя – “Христом”, то есть антихрист? Кто бы пошел в “Духовный центр им. Сергия Радонежского”, если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а почитают сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности. Мы же свидетельствуем об антихристианском и бесчеловечном характере сектантских учений.
3. Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходимо участие в следующей ступени. Например в секте Муна существует лестница из многих семинаров – вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте саентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей “живой этики”: ступенчатое посвящение в тайны “учения” по мере продвижения в деятельности секты, и других сект. Иерархичность позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах “исповеди” или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционный общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать (порою письменно) всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих “собратьев”, угрозам и шантажу.
4. Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не могущие найти твердых оснований в духовной жизни, как правило легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорное основание жизни, но мышление его может направляться лишь по примитивным заключениям. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях секты и указаний “учителя” или лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической. Человек с критическим мышлением и, тем более, верующий человек не могут стать жертвами сектантства.
5. Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они единственно спасенные люди, что все окружающие – люди “второго сорта”, обреченные на погибель потому, что не разделяют учений секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе, почему необходимо постоянно рекламировать свое учение, почему членов секты не принимают в обществе. Особенно в сектах оккультного направления делается упор на “самосовершенствование”, то есть развитие в себе паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.
6. Контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Для этого используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под “монастыри”, вовлечение членов в напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. Власть над членами секты является важнейшей целью лидеров сект. Результатом этого является контроль над имуществом членов сект, их временем и силами, членами их семей. Многие секты, такие как “Церковь Объединения” Муна, Саентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми “империями”, ставящими своими целями власть над всем миром. Один из лидеров “Международного общества сознания Кришны” пишет о грядущем обществе “победившего кришнаизма” как об обществе кастовом.
Большая часть всевозможных “школ” и “академий” парапсихологии и целительства имеют определенное религиозное содержание. Например, “Храм Шеол”, чье название расшифровывается “храм ада”, “храм сатаны”. В условиях духовной неграмотности складывается ситуация вовлечения людей в культы, противоречащие национальным духовным традициям.
Одна из опасностей оккультных практик в том, что здесь совершается изменение сознания участников. Исцеления у оккультистов основаны на вторжении в психику и изменении в сознании и подсознании. С целью воздействия используются в том числе и религиозные символы, представляющие собой наиболее важные архетипы сознания.
Всякое оккультное воздействие на психику проходит через следующие этапы.
1. Установка на полное доверие руководителю сеанса, готовность выполнить любую его команду. Сеанс начинается всегда с рассказов о заслугах и достоинствах того, кто выступает в роли целителя. Личность ведущего всегда окутана тайной, он представитель мира необычного, в котором обыденные моральные нормы не действуют.
2. Расслабление и снятие всех защитных духовных и нравственных ограничений в сознании участника сеанса. Человек готовится к принятию новых установок. Сознание с его “предрассудками” и “комплексами” должно быть максимально отключено. Часто для этого используется успокаивающая негромкая музыка.
3. Обострение сенсорики, готовность принять любую команду руководителя на бессознательном уровне. Ведущий призывает вообразить какую-либо картину, прислушаться к своим чувствам. Участнику предлагается отвечать на задумываясь на вопросы, выполнять странные и даже нелепые действия.
В “порядке игры” могут предлагаться действия безнравственные, ответственность за которые берет на себя ведущий. Отказываясь от духовной и нравственной ответственности” человек отказывается от своей свободной воли, открывая себя как объект вложения чужой воли.
4. Программирование сознания участника сеанса и его кодирование. В условиях частичного или полного отключения сознания и обостренной чувствительности вкладываются программы поведения, влияющие на психику, поведение, на физиологию человека.
5. Выход из сеанса, возвращение в сознание. Но в результате у человека появляются новые и неизвестные для него основания поведения. Воля подчинена другому человеку – учителю.
Однако, выход из сеанса не является уходом от подчинения руководителю и его идеям. Человек выходит с зависимостью от учения, практики и личности учителя. Это, во-первых, психическая зависимость, – устранение от нравственной ответственности за поступок, не способность самостоятельно принимать решения и критически мыслить, потребность в постоянном участии в собраниях секты, в сеансах, в повторении психофизических упражнений.
Во-вторых, физическая зависимость – эндонаркотическая, путем стимуляции эндорфинной системы раздражителями псевдорелигиозного содержания с формированием эндо-морфинной эйфории, так что выход из данной практики сопровождается болезненным состоянием, сходным с постнаркотической абстиненцией. Существенным моментом во взаимоотношениях целителя с пациентом является таинственность. Если обычный врач может и обязан кратко объяснить больному стратегию и механизм лечения, действия лекарства, возможные последствия, то целители обязательно напускают искусственную таинственность. Они не могут или не хотят открывать суть своих методов лечения. Экстрасенсы начинающие, не посвященные во все тайны своего “ремесла”, и сами не знают какой силой пользуются. Разговоры о “биополях”, и “энергиях” лишь усиливают непонятность, поскольку ничего не объясняют, а лишь позволяют как-то называть манипуляции. Опытные же целители, посвященные в тайны и опирающиеся на “сильнейшие” источники, далеко не всегда могут открывать источник своих дарований, ибо он – демонический. Нам не раз приходилось задавать целителям вопрос о том, кто дает им силу, и кроме попыток уйти от ответа нам часто доводилось слышать признание в том, что помогает им тот, кто назван в Священном Писании “князем мира сего” и “человекоубийцей искони”. Наличие тайны используется для установления определенных асимметричных отношений целителя с пациентами, а именно: кумир – почитатель, учитель – ученик, властелин – раб. А для побывавшего на приеме таинственность порождает чувство тревоги, особенно, если это человек впечатлительный, с лабильной психикой, без твердых духовных и нравственных оснований, или ребенок. Так и не узнав ничего о характере воздействия, пациент в мыслях возвращается к визиту, вспоминает детали и начинает рассматривать не только самочувствие, но и всю свою жизнь, особенно же ее духовное содержание, через призму общения со “сверхчеловеком”. Такой контакт оказывается навязчивым и непреходящим. И если даже впоследствии удается освободиться от нежелательных мыслей и воспоминаний, то в глубинах души человеческой, в подсознании, таинственные события все равно оставляют след на всю жизнь. Память об этой встрече обеспечивает связь целителя и пациента. Для одного из них это реальный канал энергетической “подпитки”, а для другого – источник неуверенности и тревожности. ведущий к невротизации. Но самое главное – человек включающийся в контакты с магической окраской (даже если это только имитация магии), буквально приспосабливает себя к зомбированию, поскольку привыкает без осмысления подчиняться чужой воле. Сущность оккультного воздействия в манипулировании нравственными ценностями, критерии которых оказываются в руках мага-оккультиста. Указанные механизмы – таинственность, лестница посвящения” подчинение воли лидеру – позволяют говорить именно о религиозном сектантском характере оккультных групп (яркие тому примеры – деятельность И.Васильевой или “педагога” Т.Ф.Акбашева).
Оккультные воздействия используются во многих сектах, на первый взгляд не связанных с оккультизмом, например, в “Церкви Христа”, секте Муна.
Секты всегда ведут войну против Православной Церкви, потому что духовные традиции Церкви являются самым главным обличением ложности тех идей, которым секты хотят подчинить общество. В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и возникает духовная болезнь – неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество делается неспособным решать свои проблемы и становится пассивным объектом вложения чужой воли. Исторический опыт свидетельствует, что общества, пораженные такими недугами умирали, сходили со сцены истории. Следует извлечь урок из истории и обратиться к спасительным истинам Церкви.
История Церкви показывает, что сектантство ни к добру, ни к истине не приводит. Такие качества, как нетерпимость, гордость и агрессивность лишь усиливают общенегативную оценку сектантства, так что это позволяет уже называть сектами и те религиозные группы, которые, собственно говоря, ни от кого не отделялись, а сразу возникли как бы изолированными от того пути, идя которым, человечество стремится найти свою духовную родину.
Есть два понятия, на которые опираются как сами тоталитарные секты, так и отношение к ним Церкви: эти понятия отделения и гордыни. Нетрудно вспомнить тому, кто хотя бы в общих чертах знаком со Священной Историей, что первое во вселенной отделение произошло именно по причине гордыни, и называем мы его отпадением. Первым от Бога отпал сатана, и именно в этом смысле допустимо говорить о сатанической сущности тоталитарных сект, пусть они даже оперируют понятиями добра и справедливости.
Но известно также, что древний грех гордыни и поныне грозит каждой душе, что “мять всех грехов” подстерегает всякую человеческую душу и что борьба с ней – это начало и конец любой духовной практики. Необходимо помнить, что духовный тоталитаризм может поразить любого человека независимо от его конфессиональной принадлежности, что его семена могут прорасти в любом сообществе. Поэтому не осуждение является главной нашей целью, а предупреждение. В самом деле, необходимо предупредить, что ряд религиозных течений ничего общего с христианством не имеет, о чем призван свидетельствовать всякий, исповедующий распятого и воскресшего Христа;
необходимо предупредить, что только в Церкви может найти мир, спасение и твердые, проверенные веками основы духовной жизни потерявшаяся и отчаявшаяся душа;
необходимо предупредить, что только следование Писанию и Преданию выявляет опасности духовной гордыни и лечит от нее;
необходимо предупредить, что тот, кто утратил духовную бодрость и бдительность, подвергается опасности заражения, а если эту опасность недооценивают, то статус тоталитарной секты может грозить любой организации;
необходимо предупредить, наконец, что большинство сектантов – для Церкви не враги (даже если сами он так считают), а потерявшиеся дети, и Мать всегда рада их возвращению.
Новосибирский информационно-консультативный центр по борьбе с сектантством
при Соборе во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского