Программа социальной реабилитации АНО “За Жизнь”

Целью программы является:
Мотивация на прохождение полного цикла реабилитационной программы, трезвый образ жизни реабилитируемых наркозависимых, осознание ими причин и следствий употребления наркотических средств, осознание ими реальной действительности; полное возвращение к здоровой, полноценной жизни в обществе. Пропаганда здорового образа жизни. Улучшение демографической ситуации в Республике Крым и г.Севастополь.
Программа состоит из нескольких блоков:

Психологический блок

Программа психологического сопровождения процесса реабилитации зависимых от ПАВ и лиц попавших в трудную жизненную ситуацию

Занятие 1. «История моей зависимости»
Цель: Рассмотрение индивидуальных процессов развития зависимости.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Знакомство.
  2. Работа с личными историями формирования зависимости.
  3. Анализ общих закономерностей историй зависимости воспитанников.
  4. Обратная связь.

Занятие 2. «Мифы об употреблении. Отрицание в принятии собственной зависимости».
Цель: Рассмотрение мифов, ошибочных убеждений об употреблении принятых в обществе. Выявить проявления «отрицания» в принятии собственной зависимости.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение мифов, заблуждений, ошибочных утверждений принятых в обществе относительно употребления.
  3. Понять сущность отрицания. Проанализировать индивидуальные проявления отрицания зависимости.
  4. Дискуссия: поиск способов преодоления отрицания.
  5. Обратная связь.

Занятие 3. «Проблема зависимости».
Цель: Рассмотреть сущность и уровни зависимости.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Сущность зависимости.
  2. Уровни зависимости: биологический, психологический, социальный, духовные.
  3. Обратная связь.

Занятие 4. «Факторы влияющие на формирования зависимости»
Цель: Анализ факторов и причин влияющих на формирования зависимости у воспитанников.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Анализ внешних и внутренних факторов оказывающих влияние на формирование зависимости.
  3. Обратная связь.

Занятие 5. «Мир чувств»
Цель: Знакомство воспитанников с миром чувств.
Время проведения: 2 часа.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Теоретический блок: Мир эмоций и чувств»
  3. Информирования о конструктивных и деструктивных способах проявления чувств и эмоций.
  4. Обратная связь.

Занятие 6. «Тренинг эмоциональной компетенции»
Цель: Исследовать и развить умение находить причины возникновения собственных чувств, эмоций.
Время проведения: 2 часа.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Информирование о видах и функциях эмоций и чувств.
  3. Практическая упражнение: методика выявления эмоций, чувств, их локализацию в теле.
  4. Обратная связь.

Занятие 7. «Тренинг управления собственными эмоциональными состояниями».
Цель: Приобретение навыков саморегуляции внутренних эмоциональных состояний.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Практическое упражнения: Дыхательная практика релаксации.
  3. Практическое упражнение: Кинезиологическая техника.
  4. Обратная связь.

Занятие 8. «Проблемы построения коммуникации в социуме.
Цель: Исследовать особенности поведенческих паттернов зависимых.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Информирование о понятии коммуникация. Ее основных характеристиках.
  3. Диагностическая методика выявления ведущих поведенческих паттернов.
  4. Рассмотрение конструктивных поведенческих паттернов, стратегий.
  5. Обратная связь.

Занятие 9. «Я-концепция»
Цель: Сформировать представления воспитанников о себе.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. «Понятие Я-реальное, Я-идеальное. Соотнесение двух понятий.
  3. Влияние Я-концепции на понимание себя и способы взаимодействия с окружающим миром.
  4. Обратная связь.

Занятие 10. «Самооценка»
Цель: Ознакомить воспитанников с понятием и видами самооценки. Сформировать представление о влиянии уровня самооценки на качество жизни воспитанников.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Освещение теоретических основ понятия.
  3. Дискуссия о влиянии самооценки на жизнь и формирования зависимых черт личности воспитанников.
  4. Анализ способов коррекции самооценки.
  5. Обратная связь.

Занятие 11. «Притчетерапия»
Цель: Анализ основных стереотипов мышления и заблуждений личности зависимого, препятствующих личностным изменениям.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Чтение притчи.
  3. Групповая дискуссия по основным вопросам.
  4. Анализ типичных стереотипных установок воспитанников.
  5. Обратная связь.

Занятие 12. «Осознанное и автоматическое поведение».
Цель: Рассмотрение различий между осознанным и автоматическим(привычным) поведением; его влияние и значение для выздоровления.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие
  2. Рассмотрение понятий: «Осознанное поведение», «Автоматическое поведение».
  3. Анализ ведущего типа поведения у зависимых личностей.
  4. Обратная связь.

Занятие 13. «Я в мире чувств».
Цель: Знакомство воспитанников с миром чувств.
Время проведения: 2 часа 30 минут.
План занятия:

  1. Приветствие
  2. Знакомство с многообразием чувств. Аутентичные(природные) и ракетные чувства.
  3. Рассмотрение способов конструктивного выражения чувств.
  4. Обратная связь.

Занятие 14. «Стресс в жизни человека».
Цель: Информирование воспитанников о понятии, видах и способах переработки стресса.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Теоретические рассмотрение понятия стресс, виды стресса и способы реагирования и переработки.
  3. Анализ конструктивных и деструктивных форм реагирования на стресс.
  4. Обратная связь.

Занятие 15. «Механизмы психологической защиты».
Цель: Информирование о механизмах психологической защиты, их видах и функциях.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Обзор основных механизмов психологических защиты.
  3. Дискуссия о влиянии механизмов психологической защиты на развитие, течение зависимости и выздоровление.
  4. Обратная связь.

Занятие 16. «Пассивность, как способ противостоять изменениям жизненного сценария»
Цель: Понять сущность понятия; выявить личные механизмы пассивности.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Выявления личных механизмов пассивности оказывающие негативное влияние на выздоровление.
  3. Информирование о возможностях контроля личных механизмов пассивности.
  4. Обратная связь.

Занятие 17. «Тренинговое занятие: Взаимодействие».
Цель: Рассмотреть процесс взаимодействия. Выявить личностный стиль взаимодействия; увидеть какие стили взаимодействия свойственны зависимым личностям.
Время проведения: 2 часа минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Теоретическая часть.
  3. Упражнение на взаимодействие. Работа в парах.
  4. Групповой анализ личных стилей взаимодействия. Обсуждение практического упражнения.
  5. Обратная связь.

Занятие 18. «Арт-терапевтическое занятие: Работа с гневом».
Цель: Выявление чувства гнева возникающее в процессе взаимодействия и приобрести навык его трансформации.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Техника работы с гневом.
  3. Обратная связь.

Занятие 19. «Арт-терапевтическое занятие: Работа со страхом»
Цель: Выявление чувства страха возникающее в процессе взаимодействия и приобрести навык его трансформации.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Техника работы со страхом.
  3. Обратная связь.

Занятие 20. «Стресс в жизни человека»
Цель: Рассмотрение понятия стресса и его значения в жизни человека.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Рассмотрение понятия — стресс.
  2. Рассмотрение влияния стресса на жизнь человека.
  3. Обратная связь.

Занятие 21. «Конфликты и способы реагирования на конфликтные ситуации».
Цель: Формирование представления о конфликте и основных способах реагирования личности в конфликтных ситуациях.
Время проведения: 2 часа 20 минут.
План занятия.

  1. Приветствие.
  2. Рассмотрение понятия конфликт. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Обсуждение возможных конструктивных стратегий реагирования на стресс.
  4. Практическое упражнение: работа в парах.
  5. Обратная связь,

Занятие 22. «Психологические игры; роли в Драмматическом треугольнике С.Карпмана»
Цель: Информирование о понятии «психологические игры». Выявление предпочитаемых ролей в играх, через треугольник С.Карпмана.
Время проведения: 2 часа 20 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Информирование о сущности психологических игр и ролях в играх.
  3. Анализ предпочитаемых ролей в жизненных ситуациях
  4. Обсуждение возможностей выхода из психологических игр и отказа от низ в общении с окружающими.
  5. Анализ продуктивности взаимоотношений вне психологических игр.
  6. Обратная связь.

Занятие 23. Личные границы.
Цель: Информирование. Осознание собственных границ.
Время проведения: 2 часа.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Рассмотрение понятия Личные границы. Типы границ.
  3. Групповая дискуссия, о понимании личных границ, и их влияние на жизнь.
  4. Обратная связь.

Занятие 24. «Практика установления и поддержания личных границ.
Цель: Приобретение практических навыков установления и поддержания границ.
Время проведения: 2 часа.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Техника работы с границами.
  3. Техника «отказа».
  4. Обратная связь.

Занятие 25. «Честность»
Цель: Рассмотрение значения понятия «честность»; анализ преимуществ и недостатков честности в жизни человека.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Групповая дискуссия: Честность в моей жизни.
  3. Анализ недостатков и преимуществ честности.
  4. Обратная связь.

Занятие 26. «Ответственность».
Цель: Исследования представлений воспитанников об ответственности. Осознание взаимосвязи ответственности и «свободы», «выбора», а так же последствий отказа от ответственности личности за собственную жизнь.
Время проведения: 2 часа 30 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Рассмотрение понимания ответственности.
  3. Обсуждение взаимосвязи понятий: ответственность, выбор и свобода.
  4. Формирование осознания значимости ответственности в жизни. И последствия безответственности.
  5. Обратная связь

Занятие 27. «Выбор».
Цель: Рассмотрения понятия «выбор». Расширение представления воспитанников о значении выбора в жизни.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Рассмотрение понятия «выбор».
  3. Дискуссия: какую роль играет «выбор» в практической духовной жизни человека.
  4. Письменное задание.
  5. Обратная связь.

Занятие 29. «Смысл жизни»
Цель: Раскрытие понятия. Мотивирование воспитанников к на поиск собственного «смысла жизни».
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Дискуссия по теме.
  3. Рассуждения о важности осознания собственного смысла жизни.
  4. Обратная связь.

Занятие 30. «Ценности и ценностные ориентации личности»
Цель: Формирование понимания понятий.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение понятий ценности и ценностные ориентации личности.
  3. Дискуссия об изменениях ценностей личности, с целью изменения условий и качества жизни.
  4. Обратная связь.

Занятие 31. «Потребности».
Цель: Формирование представления о иерархии потребностей и конструктивных способах их удовлетворения.
Время проведения: 2 часа.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Рассмотрение иерархии потребностей на основе «Пирамиды потребностей А.Маслоу».
  3. Дискуссия о конструктивных и деструктивных способах удовлетворения потребностей личности.
  4. Обратная связь.

Занятие 32. «Приоритеты»
Цель: Рассмотрение вопроса; формирования представлений о системе приоритетов личности и возможностях ее коррекции.
Время проведения: 2 часа.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Рассмотрение понятия «приоритеты», «система приоритетов» личности.
  3. Групповая дискуссия о способах коррекции собственной системы приоритетов.
  4. Обратная связь.

Занятие 33. «Цель и целеполагание»
Цель: Расширение представлений о цели и целеполагании.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Рассмотрение вопроса.
  3. Обсуждение способов постановки целей.
  4. Анализ этапов, средств и способов достижения цели.
  5. Обратная связь.

Занятие 34. «Развитие. Значение личностного развития в жизни человека»
Цель: Рассмотрение вопроса развития и его значения в жизни человека.
Время проведения: 1 час 40 минут.
План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Рассмотрение вопроса развития и его значения в жизни человека.
  3. Письменное задание.
  4. Обратная связь.

Химическая зависимость

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

  1. Прийти в себя
  2. Изучение природы зависимости
  3. Изучение собственной истории употребления
  4. Получение адекватного представления о себе
  5. Навык анализа основных жизненных проблем и перспектив
  6. Проработка чувств

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

  1. Взгляд на зависимость. Проработка оправдания употребления наркотика и отрицание реальности.
  2. История моей зависимости.
  3. Анализ бессилия и неуправляемости.
  4. Границы для сохранения трезвости.
  5. Определение целей для достижения трезвости.
  6. Формирование навыков трезвости.
  7. Навык диалога между членами семьи.
  8. Мои интересы и увлечения.
  9. Проблема моей зависимости.
  10. Моя духовная биография.

Продолжительность занятий: 1 час 30 минут

Компонент духовно-нравственного воспитания

Духовные беседы

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:
Формирование основных постулатов Православного мировоззрения, через призму Евангельской этики.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:
1) Вводное занятие по общим понятиям предмета.
2) Духовность, нравственность, воспитание.
3) Религия и мораль.
4) Сравнение религиозного и светского мировоззрения.
5) Духовность и душевность.
6) Творец и нравственность.
7) Что Христианство принесло в Мир?
8) Дух и спасение.
9) Христианская этика, на основе декалога и Нагорной проповеди.
10) Христос и Мир. Социум.
11) Православная семья.
12) Mip и Мир.

Продолжительность занятий: 1 час 30 минут

Евангельские чтения

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

  1. В свете Церковного Предания и толкования святых отцов раскрыть содержание Евангелия.
  2. Пробудить интерес к Его самостоятельному чтению и изучению.
  3. Обозначить пути приложения Евангельского учения к явлениям личной и общественной жизни.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

  1. Молитва перед началом занятия.
  2. Чтение Апостола и Евангелия дня.
  3. Обсуждение прочитанного.
  4. Молитва после занятия.

Продолжительность занятий: 1 час 30 минут

Заповедь недели

Основная задача – обучить воспитанников предмету т.к. настоящий предмет будет присутствовать в течении всего курса реабилитации

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

сообщить воспитанникам навыки духовной саморефлексии, честному взгляду на свои личностные качества или навыки.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

Определяется документом «Заповеди» в соответствии с текущей неделей года.

Православный Катехизис

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:
Занятия с воспитанниками проходят на начальном уровне. Материал занятий основывается на книге «Православный катехизис» святителя Филарета (Дроздова). Занятия состоят из бесед об основах веры, которые исповедует каждый православный христианин.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

  1. Введение. 10 заповедей Ветхого Завета.
  2. Заповеди блаженств, семантический разбор молитв «Отче наш», «Царю Небесный», «Достойно есть».
  3. История появления Символа Веры (СВ), 1 член СВ, понятия веры, монотеизма. Беседа о Троице, о Боге-Отце.
  4. 2 член СВ, беседа о Боге-Сыне, о божественной природе Иисуса Христа, история арианских споров.
  5. 3 член СВ. О человеческой природе Иисуса Христа, о Его миссии на Земле, о Деве Марии. Разговор о дихотомии/трихотомии человека, о спасении человека.
  6. 4, 5 члены СВ. Распятие и Вознесение Иисуса Христа. История событий и их непреходящее значение для людей.
  7. 6, 7, 8 члены СВ. Вознесение Иисуса Христа, второе Пришествие. Беседа о Духе-Святом.
  8. 9 член СВ. Беседа о Церкви, о святых.
  9. 10 член СВ. Беседа о таинствах: крещение, миропомазание, причащение.
  10. Продолжение беседы: покаяние, елеосвящение, брак, священство. Беседа о молебных чинах (отпевании, пострижении в монашество, освящении чего-либо).
  11. 11 и 12 члены СВ. Беседа о посмертной участи человека
  12. Разговор о том, что не вошло в СВ – об иконах, о богослужении, о церковно- славянском языке. Завершение курса, подведение итогов.

Продолжительность занятий: 1 час 30 минут

Предмет: Жития и творения святых

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

Целью занятий является ознакомление с именами почитаемых в Православной Церкви святых, с их житиями и творениями.

Внимание воспитанников будет обращено на святых, переживших тяжкий опыт падения и сумевших подняться после этого до святости: преп. Мария Египетская, свят. Никита Новгородский.

Предполагается составление суммарного описания качеств святости, рассказ или сочинение каждого о наиболее близком святом.

Сверхзадача курса – чтобы братья полюбили святых, увидели в них нечто сродное себе и в ошибках, и в лучших своих стремлениях.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

  1. Типология святых: Библейские патриархи, Пророки, апостолы, Благоверные и равноапостольные цари, Святители, Мученики, Преподобные, Праведные, священномученики, юродивые и блаженные.
  2. Творения святых. Что святые оставили после себя: писания (книги), иконы, храмы, епархии, систему благотворительности, других святых.
  3. Новомученики и исповедники Российские. Общий чин житий и примеры: Философа Орнатского, Викторина Добронравова, Сергия Серебрянского, Елизаветы Феодоровны, Царских мучеников.
  4. Св. праведный Иоанн Кронштадтский и его жизнь, сочинения, дневник, ученики: св. прав. Алексий Московский и Алексий Южинский.
  5. Святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Николай Сербский, Иоанн Шанхайский.
  6. Святые блаженные Ксения Петербургская, Николай Псковский, Василий Блаженный.
  7. Преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, Киево-Печерские , Афонские, Египетские, Палестинские отцы.
  8. Благоверные князи и княгини. Петр и Феврония Муромские, Михаил Черниговский, Иулиания Лазаревская, Евфросиния Полоцкая.
  9. Равноапостольные цари. Ольга и Владимир, Константин и Елена. Сербские, грузинские и болгарские князья и цари.
  10. Апостолы — три круга. Ближний — трое, затем двенадцать, затем семьдесят. Ученики апостолов.
  11. Библейские пророки: великие и малые. Их жизнь и основные темы пророчеств.
  12. Библейские патриархи: от Адама до Моисея. Основное содержание их веры. Жизнь по вере.

Компонент трудотерапии

Трудовое послушание

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

  1. Получение трудовых навыков
  2. Восстановление утраченных трудовых навыков
  3. Воспитание ответственности и трудолюбия
  4. Привить привычку послушания и самообслуживания
  5. Посредством трудового послушания нормализовать психическое состояние воспитанника

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

  1. Ремонтные работы помещений
  2. Уборка помещений заказчика
  3. Уборка территорий
  4. Озеленение территорий
  5. Подсобные работы

Культурологический блок

Юридические дисциплины

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ:

  1. Формирование представления о праве и законе как общественных процессах
  2. Формирование и утверждение ценностей права, свободы и справедливости
  3. Выработка навыков социально — правового анализа юридических фактов

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. Проблемная лекция — содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения
  2. Лекция-визуализация (видео-лекция)
  3. Лекция — консультация — «вопросы—ответы». «вопросы—ответы—дискуссия»

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

  1. Конституция Российской Федерации. Государство и гражданин.
  2. Общие вопросы становления права в современном мире, основные тенденции развития.
  3. Основные вопросы понимания права и государства – как начала всей юридической науки.
  4. Материальное право — совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права. Установление прав и обязанностей субъектов и участников правоотношений.
  5. Процессуальное право — часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие при рассмотрении и разрешении юридически значимых фактов в правоохранительной и судебной деятельности. Взаимодействие с адвокатом.
  6. Нормы взаимоотношений между людьми. Правовые вопросы.
  7. Семейные и имущественные правоотношения. Критерии разграничения семейных и гражданских правоотношений.
  8. Правовые вопросы в здравоохранении.
  9. Долговые обязательства: правовые основы, законодательство, динамика развития и социальные последствия.
  10. Противоправные деяния. Вопросы разграничения административной и уголовной ответственности.
  11. Обстоятельства исключающие преступность деяния. Обзор правоприменения.
  12. Трудоустройство. Взаимоотношения с работодателем. КЗОТ.

Тематическое планирование бесед по предмету «Православное краеведение Крыма» для воспитанников реабилитационного центра.

  1. Православные святыни Южного берега Крыма. Храмы Ялты и Алушты. Монастырь Космы и Дамиана.
  2. Православные святыни Восточного Крыма. Храмы Судака, Белогорска, Феодосии, Керчи.
  3. Православные святыни Западного Крыма. Храмы Евпатории и г. Саки.
  4. Православные святыни Симферопольского района.
  5. Православные святыни Бахчисарая и Пещерные монастыри Таврики.
  6. Православные храмы Севастополя. Храм 12 апостолов, храм Романа Исповедника, Вознесенский храм, храмы северной стороны, храм святого Филиппа, храм Варвары, храм Дмитрия Солунского, храм Ксении Петербургской. Храм Петра и Павла. Храм Архангела Михаила.
  7. Православные храмы Севастополя. Покровский собор, Владимирский собор, Свято-Никольские храмы, храм всех святых, храм святой Татьяны.
  8. Православные монастыри и скиты Севастополя.
  9. История Владимирского собора в Херсонесе.
  10. История Свято-Георгиевского монастыря на мыса Фиолент.
  11. История Свято-Параскевской обители в Тополовке.
  12. Святые Таврики ранней церкви. Апостол Андрей, Климент Римский, Инна, Пинна и Римма мученики скифские, Святая Параскева, Косма и Дамиан.
  13. Святые раннего средневековья в Крыму. 7 мучеников епископов Херсонеса. Святой Мартин Исповедник. Святой Иоанн Готфский. Святой Стефан Сурожский. Святые Кирилл и Мефодий. Святой Иосиф Гимнограф.
  14. Крещение Руси. Святая Княгиня Ольга. Равноапостольный князь Владимир. Выбор веры. Купель в Херсонесе.
  15. Православный Крым в Средние века. Пещерные храмы. Победа над иконоборчеством. Движение исихастов. Святой Евстратий Печерский. Святой Кассиан Мангупский.
  16. Святые Российской Тавриды. Присоединение Крыма. Праведный воин Федор Ушаков. Святой Игнатий митрополит Готфский. Святой Иннокентий Херсонский. Святой Гурий Таврический. Святой Парфений Кизилташский.
  17. Святые Крыма ХХ века. Роман Исповедник (Медведь). Святой Иоанн Кронштадтский. Святой Антоний Абашидзе. Святой Димитрий Ялтинский. Святой новомученик Николай.
  18. Подвиг царской семьи. Царь Николай 2 и мученица Александра.
  19. Святой Архиепископ крымский Лука. Дух, душа, тело.
  20. Судьба православных храмов и монастырей Крыма в ХХ веке. Возрождение обителей.

Кинотерапия (кинолекторий)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ:

  1. Вызвать интерес к православной культуре.
  2. Ознакомить с православной реабилитацией в центре при храме и подготовить к ней.
  3. На примере просматриваемых фильмов показать присутствие духовного мира в жизни человека.

Сформировать представление:

  • Об основах православной культуры.
  • О б основополагающих понятиях в православном обществе: Отечество, Родина, Народ и Семья.
  • О различии светского и церковного общества и их культурных ценностей.
  • Кино – как средство отображения культурных ценностей общества.
  • О культуре поведения в православном реабилитационном центре при храме.

В результате занятий необходимо уметь:

  • Самостоятельно различать духовные и светские ценности в сюжетах просматриваемых фильмов.
  • Рассуждать, анализировать, выделять главное и формулировать свои мысли.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

  • Молитва в начале занятия, знакомство с вновь прибывшими ребятами. (5мин.)
  • Перед просмотром фильма обозначение темы обсуждения и постановка заданий для письменной работы. (5мин)
  • Во время демонстрации фильма письменная работа над поставленными вопросами. (1.5ч- 2ч.)
  • После просмотра объявляется перерыв (5-10 мин)
  • После перерыва обсуждение письменных работ и намеченных тем, подведение итогов занятия. (40м.-1ч.)
  • Молитва по завершении занятия.

ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

  1. Фильм «Экипаж/»Flight»» (2012 США) в главной роли Дензел Вашингтон, реж. Роберт Земекис,.138 мин., сокращен до 118 мин. Позволяет проанализировать и обсудить понятия искушение, грех, зависимость, внутренняя борьба человека, покаяние, духовные ориентиры. Обсуждается преимущество православной реабилитации перед «12-шаговой» программой.
  2. Фильм «Дирижер» (2012 Россия) 86 мин. Позволяет проанализировать и обсудить типы взаимоотношений человека с Богом, отцов и детей, понятия «обрядовое православие», покаяние. Знакомство с духовной музыкой («Страсти по Матфею»).
  3. Фильм «Восхождение» (1976 СССР) реж. Лариса Шепитько 111 мин. Позволяет проанализировать и обсудить понятия одиночество, страх перед смертью, сила духа и немощь тела. жертвенность, сделка с совестью, предательство и измена Родине.
  4. Фильм «Поп» (2008 Россия) 130 мин. Реж. В. Хотиненко. Позволяет показать социальное служение и миссионерскую деятельность.
  5. Фильм «Остров» (2006 Россия) реж. Павел Лунгин. 112 мин. Позволяет обсудить почему люди приходят в церковь и личные мотивы и ожидания каждого из присутствующих ребят от прихода в Церковь.
  6. Фильм «Орда» (2012 Россия) 125 мин. Позволяет проанализировать и обсудить понятия вера, надежда, молитва, молитвенное делание, смирение, благодать, чудо исцеления, язычество, послушание и искушение?
  7. Фильм «Калина красная» (1973 СССР) реж.Василий Шукшин, 110 мин. Обсуждаются понятия советский быт, русский дух, желание изменить свою жизнь. Обсуждается нарушение какой заповеди в этом фильме приводит к покаянию. Внутренняя борьба человека с греховной зависимостью. Профилактика срыва.
  8. Фильм «Захват» / «В осаде» (Under Siege, 1992 США, Франция). 103 мин. реж. Эндрю Дэвис, в главной роли Стивен Сигал. Сравнительное обсуждение героя Шукшина из фильма «Калина красная», который очень хотел измениться (до физической боли, до смерти) с героем фильма «Захват» Стивеном Сигалом, которому нечего менять в себе самом, поэтому вся его энергия направлена на изменение мира вокруг себя. Два мира – два образа жизни.

*** Метод кинотерапии
В зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. При просмотре фильма, внимание участников обращается на: образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы, позитивность или негативность динамики фильма и музыки, эмоциональные переживания, стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.
Анализ просмотренного фильма в группе. Рекомендуется кратко записывать мысли и переживания, которые будут приходить во время просмотра. После просмотра объявляется перерыв, во время которого участники процесса не должны обсуждать фильм. После перерыва ребята письменно разбирают фильм, проводят аналогии со своей жизнью, анализируют свои мысли и переживания, делают выводы.

Досуговый компонент

  • Включает в себя привитие устойчивого навыка к здоровым видам досуга, включающим:
  • Посещение занятий в спортивных комплексах
  • Организация паломнических поездок
  • Посещение театральных постановок
  • Посещение группы самопомощи

Программа утверждена Директором АНО “За Жизнь”

__________________________ / Карташев И.Ю./ м.п.