Программа психологического сопровождения процесса ресоциализации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации православного восстановительного центра «ЗА ЖИЗНЬ»

Целевая аудитория: Клиенты центра «ЗА ЖИЗНЬ», проходящие комплексный курс социальной адаптации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе страдающие от алкогольной, наркотической и иных видов зависимостей.
Периодичность занятий: групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2-2,5 часа, формат группы – открытая группа. Индивидуальные консультации проводятся как минимум раз с каждым клиентом при поступлении в центр, в дальнейшем – по требованию клиента. Продолжительность индивидуальных занятий 1 час.

Сроки реализации программы: программа психологического сопровождения рассчитана на 12 месяцев. Психологические мероприятия проводятся с клиентом на протяжении всего срока пребывания в центре.

Цели программы:

  1. Помочь клиентам добиться полного воздержания от употребления всех ПАВ и алкоголя (а также от иных предметов зависимости).
  2. Улучшение физического, эмоционального и психологического состояния здоровья клиента.
  3. Улучшение семейных и других межличностных отношений клиента.
  4. Улучшение в сфере трудовой занятости, обучения.
  5. Улучшение социального функционирования.
  6. Отказ от противоправной деятельности.
  7. Информирование клиентов по проблемам зависимости/созависимости.

Задачи программы:

В следствие специфики проблемы зависимость/созависимость (а именно наличию у большинства клиентов центра таких психологических проблем как изоляция, страхи, контроль, оценочные суждения, низкая самооценка транслирующаяся в поведении через завышенную самооценку, тяга к жизни в иллюзиях и сбеганию от реальности происходящего, проявления безответственного поведения во всех сферах жизни и др.) программа психологического сопровождения ставит такие задачи:

  1. Выработка навыка выстраивания эффективных коммуникаций.
  2. Научение доверительно и доброжелательно относится к миру и окружающим людям.
  3. Приобретение умения жить «здесь и теперь».
  4. Формирование позитивного взгляда на жизнь.
  5. Выработка ответственного поведения.
  6. Выработка у клиента собственной активности и навыка внутреннего личностного контроля за своим поведением.

Принципы осуществления программы психологического сопровождения ресоциализации:

  1. Добровольность (согласие): клиент должен дать свое согласие на участие в программе и на пребывание в центре.
  2. Открытость и доступность: клиент должен иметь возможность не только поступить в центр, но и по собственному желанию прервать программу ресоциализации и покинуть центр в любой момент.
  3. Отказ от употребления алкоголя и любых психоактивных веществ.
  4. Ответственность: клиент не пассивный участник программы, он ответственен за собственную ресоциализацию, ключ к успеху – сотрудничество между клиентом и работниками центра.
  5. Опора на социальные ценности и нормы: формирование вертикали ценностей у каждого клиента (человек должен быть в состоянии разъяснить свои ценностные ориентации), данная программа опирается преимущественно на христианские ценности.
  6. Этапность: ресоциализация зависимых/созависимых людей – процесс имеющий свои закономерности и последовательно развивающиеся этапы, что учитывается данной программой.
  7. Дифференцированность: программа учитывает особенности каждого отдельного клиента при составлении рекомендаций психологических мероприятий для него.

Психолого-психотерапевтическая система, применяемые методики

  • Индивидуальное консультирование
  • Психодиагностика
  • «группы встреч», групповая экзистенциальная терапия;
  • Т-группы – группы социально-психологического тренинга, групповые методики коммуникативной направленности;
  • Ситуационно-психологический тренинг; группы, центрированные на теме (проблеме);
  • Тренинг социальной адаптации;
  • Арт-терапия.
  • Поведенческая терапия.

Допускается использование комбинированных методик (например, группа встреч с элементами и социально-психологического тренинга и использованием методов арт-терапии).

Составляющие модули программы

1. Психодиагностический

Цели:
1) получение данных об особенностях функционирования психики участников программы для разработки индивидуальных и групповых психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий,
2) получение участниками программы представления о своих реальных и потенциальных возможностях.
Наиболее уязвимыми местами личности, страдающей от какого-либо рода зависимости, являются мотивационная сфера, деструкция эмоциональной сферы, внутриличностные и мотивационные конфликты, формирующие различные дезадаптивные виды психологических защит, изменение образа Я, нарушение в сфере межличностных отношений и ценностных ориентаций, что в свою очередь формирует внутреннюю картину болезни на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. На выявление уязвимых мест на этих трех уровнях, а также на выявление внутренних ресурсов, необходимых для изменений, направлена подборка психодиагностических методик (см. приложение 1 к программе).

Психодиагностика проводится во всех модулях программы психологического сопровождения.

2. Мотивационный

Цель: формирование мотивации на прекращение зависимости и на эффективное социально-психологическое развитие.

3. Ответственность и ответственное поведение.

Цель: формирование понятия «ответственность за собственную жизнь», выработка навыков ответственного поведения, умения делать выбор.

4. Эмоциональный.

Цель: понимание эмоционального компонента зависимости, развитие саморефлексии и саморегуляции чувств и поведения, формирование навыков объективной оценки проблемной ситуации и обучение навыкам преодоления стресса. Продолжительность – 16 занятий.

5. Коммуникативный.

Развитие навыков общения и эмпатии, обучение навыкам противостоянию групповому давлению, навыков ассертивного поведения, формирование навыков принимать и оказывать поддержку, формированию навыков разрешения конфликта. Продолжительность 16 занятий.

6. Формирование «Образа Я».

Цель: формирование целостного образа Я, умения принимать себя и других людей, формирование навыка разделять человека и его поступки, формирование мотивации на успешную ресоциализацию. Продолжительность 16 занятий.

7. Смысло-жизненные ориентации.

Цель: формирование навыка целеполагания, формирование понятия «вертикали внутренних ценностей», работа с ценностными ориентациями, формирование умения выстраивать собственную вертикаль ценностей. Продолжительность 16 занятий.

Тренинговая и психотерапевтическая работа программы психологического сопровождения включает в себя обязательные к выполнению домашние задания, направленные в основном на интроспекцию и рефлексию.

Программа психологического сопровождения ресоциализации проводится в соответствии с этапами «Комплексной социальной адаптации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В таблице 1 отражены рекомендации, проводимых мероприятий психологического сопровождения на каждом этапе.

Таблица 1. Рекомендации по проведению мероприятий психологического сопровождения в соответствии с этапами комплексной программы социальной алаптации.

№ п.п. Этап/срок Характеристика этапа Рекомендованные мероприятия
1 Первичная помощь
14 дней
Вводный, ориентирующий этап, «привыкание», «ассимиляция» Психодиагностика, индивидуальное консультирование
2 Этап становления
2-4 месяца.
Этап активных изменений, включения клиента в полном объеме в программу социальной адаптации Психодиагностика,
индивидуальное консультирование,
группы встреч, Т-группы.
3 Заключительный этап
2-6 месяцев
Максимальное «вживание» клиента в сообщество центра, принятие его коллективных и индивидуальных стандартов, поощряется личная активность и автономность. Психодиагностика,
Индивидуальное консультирование,
Группы встреч, Т-группы
4 Социальная адаптация (амбулаторный этап)
5-8 месяцев.
«Выход» их программы, «повторное включение в жизнь», возвращение в социум (в семью). Психодиагностика, индивидуальное консультирование, группы встреч.

Приложение 1.
Список психодиагностических методик, применяемых в процессе осуществления программы психологического сопровождения ресоциализации.

  1. Мотивация успеха и боязнь неудачи (Реана А.А.)
  2. Методика Леонгарда-Шмишека (акцентуации характера)
  3. Методика диагностики направленности личности Б.Басса.
  4. Диагностика агрессии Басса и Дарке.
  5. Тест-опросник самоотношения (Столин, Пантелеев)
  6. Методика самоотношения (МИС)
  7. Опросник Стефансона (основные тенденции поведения в группе)
  8. Человек под дождем Е.Романова.
  9. Карта внутренней страны.
  10. Диагностика уровня притязаний Гербачевского.
  11. Методика определения уровня рефлексивности (Карпова, Пономарева).
  12. Тестовая методика определения уровня внутренней рефлексивности Анисимовой
  13. Методика уровня сформированности рефлексии Рукавишниковой
  14. Опросник Плутчика-Келермана-Контк (психологические защиты)
  15. Морфологический тест жизненных ценностей.
  16. Личностный опросник Бехетеревского института (Лоби)
  17. Опросник УСК Роттера
  18. Опосник диагностики созависимости